Главная Культура Правда, ложь или легенда: все о создании нашумевшего сериала «Чернобыль»
Культура - 04.06.2019

Правда, ложь или легенда: все о создании нашумевшего сериала «Чернобыль»

Несколько недель весь мир смотрит на Чернобыль. Но не тот, который в Зоне отчуждения, а по телевизору – на HBO стартовал сериал «Чернобыль». Как снимали «советскую» жизнь, а также о плюсах и ляпах сериала – читайте на АиФ.ua.

Сериал «Чернобыль» еще на этапе съемок и анонсов приковал к себе внимание телезрителей. Все дело даже не в техногенной катастрофе ХХ века, а в создателях кино. Идея, как и съемки, принадлежали каналу НВО, ранее подарившему миру «Игру престолов», «Клан Сопрано» и «Секс в большом городе». Поэтому и от сериала, сюжет которого хоть и был известен всему миру, но все же – оставался в тайне, ожидали и альтернативной реальности, и взгляда в будущее, и документального кино, и мелодрамы и даже драконов. Но нет – получилась лайв-история о крупнейшей атомной катастрофе, задевшей весь мир, об СССР и о людях. Мы собрали главные факты о сериале, а также рассказываем, чем он зрителям не понравился.

Самое главное, что ожидали от сериала – это необыкновенной зрелищности и реализма, создателям воплотить удалось. Практически все, что видно в кадре – от ботинок до пакетов молока, является не бутафорским изделием, а уже, можно сказать, антиквариатом, ведь реквизит создатели собирали буквально по крупицам, скупая все на аукционах, барахолках и просто – у людей с рук. Но все равно – достоверность воплотить не удалось! – кричат некоторые критики и указывают на многочисленные ляпы в сюжете, в первую очередь – исторические. Мы решили рассказать вам подробнее об истории создания, сюжете и несоответствиях в сериале.

Фигура Валерия Легасова и правда о катастрофе

Сериал «Чернобыль» начался не в мае 2018 года, когда стартовал сам съемочный процесс. Проект родился несколько ранее – в 2014 году, когда Крейг Мазин – основной сценарист сериала, стал изучать факты и статьи о техногенной катастрофе, произошедшей 26 апреля 1986 года в Украине. Постепенно увлечения Мазина перешло на правительственные доклады, сценарист общался с физиками-ядерщиками и узнал, что во многом ситуации в Припяти и других населенных пунктах, которые теперь находятся в Зоне отчуждения, мешали и даже вредили действия правительства.

И тогда Мазин и задумал написать сценарий истории Чернобыля – на новый лад, но со старым сюжетом. С новыми возможностями и спецэффектами, но со старой историей. Но самое главное «новшество» в сериале – это история «маленького человека». Сразу после написания сцен с действиями чиновников (умалчивание трагедии, отрицание опасности, запоздалая эвакуация) Мазин решил – всему этому должен кто-то сопротивляться, противостоять. И тогда на передний план вышла история «маленького человека» — ученого Валерия Легасова, который пытался бороться с системой до последнего вздоха, причем – в буквальном смысле.

Фигура Легасова сегодня окутана ореолом геройства, поскольку правительство СССР не поддерживало его научных изысканий в уже появившейся Чернобыльской зоне. А сам Легасов провел возле ЧАЭС четыре месяца, после чего написал несколько докладов, а также выступил перед МАГАТЭ, где не стал скрывать реальные последствия катастрофы. Именно Легасов придумал засыпать реактор песком и бором, а также один из первых настаивал на эвакуации всех жителей Припяти и окрестностей.

Увы, Легасова ждала незавидная участь – его неоднократно обвиняли в разглашении государственных секретов, не дали звания «Герой социалистического труда», а через два года после трагедии – 27 апреля 1988 года, он покончил с собой, оставив лишь записи диктофона, надиктовав множество малоизвестных фактов о катастрофе, которые затем стали достоянием общественности. Уже после развала СССР, Валерий Легасов стал героем, символом борьбы с чиновниками, бюрократией и вот этой «пылью в глаза». Что ж, посыл ясен и трагичен: чтобы стать героем – нужно пожертвовать своей жизнью.

В сериале роль Валерия Легасова сыград Джаред Харрис, знакомый нам по роли профессора Мориарти в саге о Шерлоке Холмсе. Фанаты же разделились на два лагеря: некоторые сравнивают Харриса с Кембербетчем и вспоминают о том, сколько нового принес в образ Шерлока Холмса британский актер, сообщая – Харрис также оживил своего героя.

А вот критики заявляют – нечего было и оживлять, ибо роль Легасова в истории или художественных фильмах о катастрофе являлась не такой уж широкой. Сериал «Чернобыль» — первый проект, где его фигура раскрывается настолько широко, а вот Джаред Харрис не вполне вжился в образ.
Но тут вывод лишь один: на вкус и цвет – советские карандаши разные.

Джаред Харрис в роли ученого

Восточнославянский тип лица и достоверность

В целом же, звезда сериалов НВО и фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» Джаред Харрис стал чуть ли не единственным актером, который известен американской публике. Вместе с ним ансамбль дополняет скандинавский актер Стеллан Скарсгорд, известный мировой публике по фильму «Невыносимая легкость бытия», а также британская актриса Эмили Уотсон, известная по фильму «Эквилибриум».

Главный сценарист и автор идеи Мазин был одним из тех, кто «возглавил» кастинг актеров и при этом, делал ставку на тех, кто не очень известен широкой публике, но самое главное – отказался от актеров, чей облик на экране мог бы вызвать «неправильные» ассоциации. Однако, было и еще одно правило – Мазин при подборе актеров обращал внимание на их внешность, чтобы они соответствовали образу восточных европейцев и не были «слишком западными».

Но вот что касается русского и украинского языка в кадре или хотя бы восточноевропейского акцента в английском – здесь режиссеры категорически отказались от такого опыта. Все дело в том, что как только актеры пытались его имитировать, пропадала любая актерская игра и они больше не могли передать весь спектр переживаний и раскрыть должным образом личности своих персонажей. Поэтому, как бы странно это не звучало, но ради достоверности от диалектов и акцентов решили отказаться, сделав ставку на актерскую игру. И не прогадали – по крайней мере, даже критики отмечают, что актеры выложились на все 100.

Воплощение в кино Бориса Щербины 

«Совок» до мозга костей

Нет, речь не о пропаганде или каких-то воспоминаниях о жизни в СССР. На самом деле, все проще – речь о самом главном – антураже и интерьерах, без которых история о Чернобыле напоминала бы просто утопию. И это – еще один плюс, причем сразу всей съемочной группы. Бутафоры постарались возродить интерьеры советских квартир 1980-х, а также улицы и автомобили. Для этого администраторы договаривались с таксопарками и местными властями (для съемок перекрыли некоторые центральные улицы Киева), а помещения Киевской городской государственной администрации на некоторое время приняли облик советской. Эта же участь ждала ряд других объектов в Киеве – Институт гидробиологии стал советской больницей, а Крещатик на несколько дней «нырнул» в 1980-ые.

Но, как известно, любой интерьер, даже самый вышколенный, повторяющий советские открытки 1980-х, способна испортить банальная мелочь, как например, плеер 1990-х годов или современные наушники. Именно поэтому режиссеры наняли интернациональную съемочную группу. Так, за реквизит и съемки в Украине отвечали одновременно исполнительный продюсер Джейн Яцута и линейный продюсер Татьяна Соколова.

Такой тандем и решил проблему – в то время, как Соколова могла безошибочно определить, какой «артефакт» из прошлого или реквизит необходим, Джейн видела детали, недоступные глазу того, кто в такой атмосфере вырос. А именно – что больше всего бросается в глаза и как углубиться в атмосферу на все сто процентов. Татьяна и Джейн привлекли к работе специалистов по арт-дирекшину в Восточной Европе – поэтому каждая квартира выглядела правдоподобно, отметил руководитель украинской продакшн-компании Radioaktive Film Дарко Скульский в интервью. Кстати, именно эта компания и предложила НВО провести съемки и в Украине, ведь продюсеры изначально рассматривали вопрос съемок только в Литве.

Однако, арт-дирекшном дело не завершилось – для съемок реквизит разрабатывался вручную по фотографиям, подбирался на киностудиях, в частности – «Беларусьфильм», в секонд-хендах и на барахолках Киева. Создатели даже не гнушались интернет-аукционами на «Авито» и «Юла». В конце концов, по крупицам, быт был все же воссоздан.

реконструкция съемок сериала 

Но вот самое интересное в создании сериала то, что съемки велись не на «натуре». В Украине они были сокращены до минимума. Изначально сценаристы и режиссеры рассматривали вопрос о съемках на территории Украины, были даже выбраны локации – Крещатик, Институт гидробиологии НАН Украины, улица Богдана Хмельницкого. Именно эти сцены – с большим количеством массовки, в коридорах КГГА и настоящих лабораториях, где еще можно найти советские инструменты и аппараты, съемки все же состоялись.

Припять до аварии 

Почему же не Украина?

Состоялась и поездка в саму Зону отчуждения, хотя пришлось существенно сократить масштаб съемочной группы, а также время пребывания, но такие ограничения стоили «свеч» — зритель «поверил».

«К тому же мы не могли привлечь к этим съемкам большую съемочную группу и много оборудования. Не говоря уже о том, насколько непростым был процесс согласования с HBO. Но мы должны поблагодарить власти, что нам удалось провести там несколько съемочных дней. Думаю, это существенно повлияло на подлинность сериала. Собственно, именно ради этого съемочная группа и приехала в Киев» — рассказывает Дарко Скульский.

В целом, в Украине съемки провели в Зоне отчуждения (Припять), на киевском море, в центре столицы. А вот основной съемочный процесс прошел в Литве. Дело все в том, что Литва подошла продюсерам – страна предоставляет большие налоговые льготы для съемок, чтобы стимулировать крупные студии и каналы приходить в страну. Украина пока что таким подходом к киноискусству похвастаться не может.

В чем феномен популярности сериала?

На самом деле, все просто. Тема Чернобыля, самой Зоны отчуждения и Припяти до сих пор остаются популярной темой, причем не только у «сталкеров», историков, ученых или фотографов. Экскурсии в Чернобыль и Припять – одно из самых прибыльных предприятий в Киевской области, а спустя 33 года после аварии о ней до сих пор продолжают спорить, расследовать и выдвигать версии.

В кино тема Чернобыля не утихает также – помимо множества документальных фильмов (в том числе фильм ВВС), тема ЧАЭС появляется в тех или иных картинах (к примеру – украинский фильм Оксаны Байрак «Аврора»). И если в мире тему Чернобыля рассматривают с точки зрения трагического «приключения», то вот на территории бывшего СССР и особенно в Украине трагедия и ее отголоски до сих чувствуются. Поэтому и сериал «Чернобыль» еще на этапе объявлений о съемках, стал ожидаемым событием. Сценаристы, режиссеры и грамотная работа исполнительных продюсеров сделала свое «дело» — интерьеры квартир и больниц, а также общий вид улиц не отличишь от настоящих. Поэтому у зрителя, который был знаком с обстановкой лично или наблюдал ее в детстве, не возникает диссонанса от происходящего.

Но несмотря на все старания съемочной группы, критика в адрес сериала была. Вот сейчас мы и разберемся, что же так не понравилось зрителям и киноведам, а также историкам и самое главное – ученым, которые точно знают обстоятельства аварии на ЧАЭС.

Критика в адрес сериала: падение вертолета, шахтеры и история с подвалом

Сегодня, зная об ужасах первых дней после аварии, радиоактивном облаке, Рыжем Лесе, который просто сгорел дотла, знает каждый школьник. А общие знания о трагедии порождают легенды, превращая ликвидаторов в настоящих суперменов. Но история – относительна и об этом стоит помнить.

Один герой против системы

Ученый Легасов, хоть и объявивший войну «системе», был не одинок в своих мыслях. Авария на ЧАЭС всколыхнула не только народные, но и ученые волнения – если вначале о катастрофе молчали, то ближе к распаду СССР, говорили все громче. История самоубийства Легасова хоть и является трагичной по своей природе, но критики настаивают – не он один пострадал от нечистых на руку чиновников и не один боролся. Вместе с учеными в ликвидации аварии было задействовано 40 министерств.
И если с помощью мы можем согласиться – действительно, Легасов был не одинок, то вот как согласиться с замалчиванием трагедии и оставлении жителей Припяти и других поселков в опасности? Как объяснить то, что люди еще почти неделю гуляли по зараженным улицам, дети играли в радиоактивном песке, а в селах пили фонящее молоко?
И у критиков есть на то объяснение: с эвакуацией медлили, чтобы не разводить панику среди населения, а в высоком уровне опасности убедились лишь через два дня, сделав замеры уровня.
В общем, сериал за «героизацию» и «демонизацию властей СССР» подвергся критике, но вопросов, коих в истории аварии на ЧАЭС – множество, остались.

Съемки сериала

Все погибли

Еще одна критика в адрес сериала – в чрезвычайно трагичном финале. Так, например, в сериале показано, что человек, прибывший на станцию для замера радиации – погиб от болезней вскоре после аварии. Но на самом деле, этот человек – старший лейтенант Киевского полка гражданской обороны Александр Логачев и он выжил после аварии. А вот в сериале почему-то показывают генерала Пикалова из Москвы, который на самом деле, прибыл на аварию 27 апреля.
Именно это критикам и не понравилось – то есть, в интерьере все достоверно до последней чашки-ложки, а вот в исторических данных путаница.

Кстати, та же участь в сериале ожидает и экипаж вертолета Ми-8, который упал в реактор. По фильму – вертолет просто не выдержал нагрузки и свалился прямо в реактор. На самом деле —  подобная сцена была придумана в угоду зрелищности. Катастрофа Ми-8 над реактором действительно произошла, но гораздо позже – осенью 1986 года, и причиной был не взрыв, а несчастный случай – лопасти вертолета зацепились за башенный кран.

Споры на похоронах

Критиков также расстроил и факт похорон ликвидаторов ЧАЭС, поскольку была нарушена историческая достоверность. Оказалось, что пожарных, по свидетельствам выживших, хоронили совсем не так – тело погибшего заворачивали в пленку, затем клали в деревянный гроб, а уже потом — в цинковый, а не свинцовый. Однако, за достоверность и этих фактов никто не в ответе, ведь сегодня многие сведения о ЧАЭС могут быть ложными или раздутыми по причине героизации.

Выводы

А выводов, как таковых, и не будет. Стоит признать, что сериал «Чернобыль» с точки зрения исторической достоверности является одним из самых точных художественных произведений, которые вообще были сняты на эту тему. Сериал стоит смотреть однозначно – для того, чтобы увидеть, как можно более зрелищную и достоверную реконструкцию самого взрыва и ситуации вокруг (но не достоверность самого события), для знакомства с советским бытом и историей ну и просто – для души.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

Чистий продаж НБУ в шостий тиждень відмови від фіксованого курсу впав до $387,8 млн

Чистий продаж доларів Національним банком України (НБУ) на шостому тижні після переходу з …